Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
  2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
  4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
  5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

Ход урока

l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности. )

(Под музыку учитель читает стихотворение)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.

  • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
  • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
  • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
  • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
  • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

Вы готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Чистописание.

  • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
  • Какие же буквы там спрятались?
  • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
  • Чем они похожи? Что в них общего?
  • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
  • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х)
  • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
  • Найдите эти слова.

2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?
  • Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?
  • (Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

    III. Постановка учебной задачи

    • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
    • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
    • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

    IV. “Открытие” детьми нового знания.

    • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
    • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

    ЖИЛ – 3 буквы

    /ж ы л/-1 слог, 3 зв.

    /ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

    /ы/– гл., уд., обозн.-“и”

    /л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

    • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

    А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

    • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
    • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

    (И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

    • Почему
    • после этих букв пишется И?

    V. Первичное закрепление

    .

    Знайте твердо жи и ши

    С буквой и всегда пиши:

    Мыши, ежики, ужи

    Лыжи, лужи, камыши.

    • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши ?”

    Физ. минутка (для глаз)

    • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

    Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ
  • 2в.– 3 слова с ШИ

    • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
    • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
    • Кто сделал все правильно?
    • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

    6. Работа с текстом. Развитие речи.

    • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
    • От кого письмо, как вы думаете?

    (От зимы).

    В письме – загадки.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет…
    Когда это бывает?

    и мой).

    Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка, ребята,
    Окна кто разрисовал?

    (Мороз ).

    Прозрачен, как стекло,
    А не вставить в окно.
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло.

    (Лед ).

    Тихо, тихо он идет,
    Белый и лохматый.
    Мы расчистили его
    Во дворе лопатой.

    (Снег ).

    Колючий клубочек
    Под елкой лежит.
    Захочешь потрогать-
    В миг убежит.

    (Ёжик ).

    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют.
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    Под полом таятся,
    Кошек боятся.

    (Мыши ).

    – Какой еще снег бывает?

    (Пуши стый)

    • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
    • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
    • Что при этом мы должны помнить?

    (О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

    Говорить будем о зиме.

    Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

    Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).
  • Физ. минутка:

    Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

    с ЖИ – приседайте;

    с ШИ – вставайте;

    без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

    Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

    • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
    • А какие забавы можно устроить на льду?
    • Как нужно вести себя на льду?
    • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
    • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

    • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
    • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
    • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И
    • ?

    VII. Рефлексивная деятельность.

    А теперь ответьте:

    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
    • Кто не доволен собой на уроке?
    • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
    • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
    • Что оказалось для вас наиболее сложным?
    • Молодцы, ребята.
    • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

    И мы увидим, что
    Станут звездочки кружиться
    И на землю все ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а.... (снежинки)

    • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

    VIII. Домашнее задание.

    Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).

    Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ - одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке. Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

    Диктанты на ЖИ, ШИ

    ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

    Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

    У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

    У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

    У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

    Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

    У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

    У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

    У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

    У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

    Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

    Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

    Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

    Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

    Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

    Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

    У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

    Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

    Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

    Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

    Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

    У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

    На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

    Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

    Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

    Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

    На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

    Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

    Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

    Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

    Диктанты на ЧА-ЩА

    Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

    Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

    Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

    Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

    Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

    Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

    На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

    Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

    Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

    Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

    Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

    Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

    У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат, сосут молоко. Молоко - это их пища. Мы пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

    Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

    На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

    В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

    Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

    Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

    Диктанты на ЧУ, ЩУ

    ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

    Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

    Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

    Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

    Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

    Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

    Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

    Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

    Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

    Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

    Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

    Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

    В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

    Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

    Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

    Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

    Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

    У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

    Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

    Повторение материала

    В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

    Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

    Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

    У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

    У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

    Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

    У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

    У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

    Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

    Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

    Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

    У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

    В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

    Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

    Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы - жители равнин. Холмов они избегают. (34)

    Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

    Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

    Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

    Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

    Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

    Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

    Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

    По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

    На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

    У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

    На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

    Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

    У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

    Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

    Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра. (32)

    Природа бывает живой и неживой. Неживая природа - это солнце, вода, камни. Живая природа - это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

    Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

    Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

    Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

    Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы - рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

    Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища - рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)

    1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

    2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

    3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

    4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

    5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

    6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

    7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

    8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

    9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

    10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

    11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

    12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

    13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

    14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

    15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

    16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

    17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

    18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

    19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

    20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

    21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

    22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

    23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

    24. Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

    25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

    26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

    27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

    28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

    29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

    1. Повторить изученное правило: жи, ши пиши с гласной И.
    2. Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
    3. Развивать орфографическую зоркость – умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике.
    4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.
    5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
    6. Развивать речь: обобщение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли.
    7. Развивать самостоятельность.
    8. Воспитывать организованность, умение работать сообща, помогая друг другу, и в должном темпе.

    Тип урока: закрепление изученного материала.

    Оборудование:

    • Вывеска “Бюро находок”.
    • Картинки к словам “машина”, “ежи”, “жираф”, “ножи”.
    • Письмо от пиратов, запечатанное треугольником.
    • 2 таблицы со словами на стенде.
    • Картинка “Кораблик”.
    • Таблички:
    • Карты плавания – таблицы со слогами и сочетаниями букв.
    • Карта необитаемого острова с 7 вёдрами с буквами И, Ы.
    • Плакат “Жи ви для людей, пожи вут и люди для тебя”.
    • Учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок.
    Мы за парты дружно сели
    На меня все осмотрели.

    – Урок русского языка. Открываем тетради… Что такое? А где же ваши тетради? И учебников нет! Что случилось? Ничего не понимаю! Что же делать?

    II. Актуализация знаний.

    – Кажется, я придумала, куда нам нужно обратиться, в “Бюро находок”. А вот и оно… Читаем хором вывеску (открывается заранее приготовленная и закрытая вывеска).

    – Может быть, здесь знают, где нам найти наши тетради и учебники. Сначала выполним задание: на доске мы видим слова с пропущенными слогами. Какие слоги потерялись?

    (По мере нахождения слогов приписываются розовым мелом.)

    – Прочитайте получившиеся слова. Что между ними общего? (Орфограмма, ударение на второй слог)

    – Найдите “лишнее” слово. (МАШИНА – ШИ, ЖИРАФ – ударная “А”, ЕЖИ – начинается на гласную).

    – Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые, множественное число – единственное число, 2 согласных звука – 3 согласных звука (1 из них глухой)).

    – Молодцы! И действительно ваши тетради находятся в “Бюро находок”. Вот они. (Раздаются).

    III. Сообщение темы и целей урока.

    – Давайте ещё раз повторим, какая орфограмма объединяет все слова на доске?

    – Кто догадался, какая тема урока? (ЖИ – ШИ пиши с И).

    – Что же мы будем делать на уроке? (Учиться видеть и слышать орфограмму в словах, применять правило при написании слов)

    (На доске появляются таблички с темой и целью урока.)

    IV. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

    – В Бюро находок мне передали письмо. Давайте его прочитаем.

    Мы захватили ваши учебники и не отдадим их. Вы никогда не научитесь грамотно писать.

    Пираты с Острова Больших Неудач.

    – Вот это да! Какие могут быть пираты в нашем городе, как они смогли пробраться в наш класс? Наверное, они приплыли на каком-то волшебном корабле. Давайте и мы, сделаем “лодочки” для нашего путешествия – приготовим наши руки для письма.

    Две ладошки прижму

    (соединить лодочкой

    И по морю поплыву

    и выполнять волнообразные движения)

    Две ладошки, друзья,

    (показать ладошки)

    Это лодочка моя.

    (снова “лодочка”)

    Паруса подниму,

    (поднять, выпрямив, ладошки вверх)

    Синим морем поплыву

    (волнообразные движения рук

    А по бурным волнам

    вместе и попеременно)

    Плывут рыбки тут и там.

    V. Оформление тетради. Минутка чистописания.

    – Лодочки в порядке. А вы готовы спасать свои учебники? Тогда в путь! Открываем тетради.

    – Минутка чистописания (ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ …)

    – Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

    VI. Повторение изученного правила.

    – Ребята, давайте проверим, все ли лодочки плывут правильным курсом? А для этого вам понадобятся карты плавания. (Таблицы со слогами). На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

    – Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)

    – Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) Молодцы!

    – Все лодочки плывут правильным курсом, наверно, уже скоро мы приплывём на остров Больших Неудач, где находятся пираты с нашими учебниками. А пока мы плывём, можно поиграть. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

    Слышит мишка краем уха,
    Как жужжит над ухом муха.
    Мишка лапой муху хвать!
    Мухи слыхом не слыхать!
    И понять не может мишка,
    Отчего над ухом … (шишка ) (Подчеркнуть орфограмму)

    Вяжет мама длинный шарф,
    Потому что сын … (жираф )

    Для мамы сегодня внимательный сын
    Чудесные розы поставил в … (кувшин )

    Лежебока – рыжий кот
    Отлежал себе … (живот )

    – Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем? Все вы знаете это правило. А … даже знает стихотворение с нашим правилом.

    – Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с ЖИ и ШИ.

    Как напишешь ЖИ и ШИ?
    Мне решительно скажи !
    Лужи , жимолость , ежи,
    Мыши
    , лыжи , камыши ,
    Все сочетания ЖИ и ШИ
    Только с буквой И пиши ! (9 слов)

    – Запишем слова, которые вы запомнили, в тетрадь. (Коллективная работа)

    Физкультминутка.

    – Молодцы! Наш путь продолжается. Море спокойное, а вокруг рыб видимо – невидимо. Встаньте все на ножи, отдохнём немножко.

    Рыбки плавали, ныряли (Движения как при плавании )

    В чистой, тёпленькой воде (Перебирают пальчики )

    То сожмутся, разожмутся, (Съёжился, выпрямил спину – грудь вперёд )

    То зароются в песке. (Приседают в комочек )

    VII. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.

    – Вот мы и приплыли на остров Больших неудач. Странно, но здесь никого нет. Где же пираты?

    – Под пальмой что-то начерчено на песке, давайте скорее прочитаем.

    (Снимается белый лист, под которым напечатано на доске:)

    Вы умные и трудолюбивые. Вы победили. Учебники под пальмой.

    – Ну что ж, ребята, сражаться ни с кем не пришлось. Оно и к лучшему. Зачем нам бои и сражения, ссоры и вражда? Гораздо лучше жить в мире и согласии друг с другом. А учебники вернулись к нам благодаря нашим знаниям. И это прекрасно! А нам пора обратно в класс. Но что такое? Я вижу, что в наши лодки просачивается вода. Как же нам спастись? Что делать? (может быть, кто-то из детей заметит на острове “вёдра”, предложит вычерпать воду вёдрами)

    – Обратите внимание, что вёдра не простые, а с буквами. Вычерпывать воду мы будем, выполняя упр. 58 (с. 35, учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс)

    • Читаем задание;
    • Работу построим следующим образом:
    1. Читаем слово из учебника;
    2. 1 ученик выбирает “ведро” с нужной буквой, садится за парту, диктует слово, обозначает ударение.

    – Писать надо быстро, аккуратно, без ошибок. Только тогда спасем наши лодки от затопления. Последние два слова запишите самостоятельно, подчеркните букву, поставьте ударение.

    – На какие две группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ, слова-предметы – слова-действия, 2 слога – 3 слога)

    – Какое слово лишнее? (лыжи – ударение на 1-й слог)

    – Почему на острове остались неиспользованные вёдра? (с буквой Ы)

    VIII. Дополнительная физкультминутка.

    – Ну что ж, пусть они там и остаются, а мы с вами будем убирать воду из лодок, напевая весёлую песенку:

    Нам пираты навредили, (Покачивания с недовольным видом )
    Дно у лодок просверлили (Вращения руками по спирали вниз )
    Вёдра с буквой И возьмём (“Выливание” воду за борт )
    И водицу уберём.
    Дно починим, поплывём. (Руки согнуты в локтях, вращения как вёслами)
    Дно починим, поплывём.
    Вот наш класс.

    IX. Домашнее задание.

    – Давайте прочитаем пословицу на стенде:

    Живи для людей, пожи вут и люди для тебя.

    – Как вы её понимаете? (надо стараться помогать людям во всём, потом и люди нам помогут)

    – Домашнее задание тоже будет связано с пословицами – упр. 55 (учебник Рамзаевой Т.А.,2 класс)

    – Прочитайте задание. Объясните, что надо делать дома?

    X. Заключительный этап.

    Самостоятельная работа учащихся упр. 57 (запись предложений со словами на изученное правило).

    XI. Итог урока.

    – Итог урока подведёт …(имя ученика)

    – Знаешь, как писать теперь?

    Так ли думаешь? Проверь!

    ШИ да ЖИ, ЖИ да ШИ

    Если так хотел писать,

    Получай отметку … (пять)!

    (В награду – конфеты, в названии которых слова с сочетанием ЖИ или ШИ.)

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, каран­даши, дыши, (17 слов.)

    *

    Картинный диктант .

    Лыжи, ежи, карандаши, кувшин, ланды­ши, кувшинки, шило, шишка, шиповник, жилет, жи­раф, мыши. (12 слов.)

    Выборочный диктант .

    Записать слова с сочетаниями жи, ши, ци.

    Гриша, шишки, шило, журавли, жаркий, лужи, циркуль, цапля, ёжик, уши, жить, жадный, шагать, шуметь, шипеть, лисица, шапка, шары, жук, дружить.

    Творческие диктанты .

    Записать слова во множественном числе.

    Ёж - ежи, уж, стриж, чиж, карандаш, лыжа, шалаш, ландыш, ухо, крыша, малыш, груша, мышь.

    жи, ши.

    ЁЖИК ПРОПАЛ.

    У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалил­ся. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.)

    Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши.

    Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши.

    Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки.

    Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лу­кошки рыжиков. (37 слов.)

    Выборочные диктанты.

    Записать слова с сочетаниями жи, ши.

    ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ.

    Человек создаёт животным хорошие условия для жизни. В зимнее время устраивает кормушки для лосей и диких кабанов. Развешивает дуплянки и скворечники. Огоражи­вает муравейники. Без помощи человека многим животным не выжить.

    Записать предложения, в которых есть слова с жи, ши.

    ПИТАТЕЛЬНЫЕ КОРМА.

    Вы бывали на колхозной ферме? Видели, как кормят животных? Для них на заводах готовят корма. Туда входят молотое зерно, травяная мука, соль. А в корм для малень­ких поросят и сахар подмешивают. На таком заводе рабо­тает электриком мой папа. Машины не могут обойтись без электричества.

    Письмо по памяти.

    ЧЕРЕПАХА.

    Черепаха всех смешит,
    Потому что не спешит.
    Но куда спешить тому,
    Кто всегда в своём дому? (17 слов.)

    (С. Маршак.)

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Лыжи, лужи, дружить, машины, этажи, шило, шить, карандаши, ошибка, шишки, груши, малыши, ножи, пиши, наши, шины, цирк, станция. (18 слов.)

    У Миши, наши малыши, хороши груши, острое шило, ужи шипят, острый ножик, душистые ландыши, дружить с братом, ерши на уху, сушить груши, шишки висят, цифра три, положи циркуль. (28 слов.)

    МАЛЫШИ.
    В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбо­мах красуются румяные груши, колючие ежи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыха­ют. (26 слов.)



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Как крахмалить вязанные крючком салфетки Как крахмалить вязанные крючком салфетки Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото