Эмоциональное насилие над детьми.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Введите e-mail адрес:

Вы обеспокоены внезапным изменением поведения вашего ребенка? Хотите достучаться до него, но чувствуете, что между вами возник эмоциональный разлад? Вам трудно понять его перепады настроения, и вы беспокоитесь, не вызваны ли они вашим подходом к дисциплине? Вы слышали термин «моральное издевательство над детьми» и хотите знать, могли ли вы сами или кто-либо из окружения ребенка поступить с ним подобным образом, нечаянно или, возможно, даже намеренно?

Если вы ищете ответы на любой из вышеперечисленных вопросов, прочитайте эту статью, и вы узнаете о том, что такое моральное издевательство по отношению к вашему ребенку и как можно распознать и предотвратить его.

Что такое моральное издевательство над ребенком?

Во многих случаях моральное издевательство (моральное насилие, психологическое насилие) - это форма постоянного жестокого обращения или пренебрежения, которое испытывает ребенок от родителей либо других близких ему людей. Моральное или психологическое насилие может нанести очень серьезный ущерб познавательному, эмоциональному, социальному и психологическому развитию ребенка. Иногда родитель морально унижает ребенка, прекрасно осознавая возможные последствия. В других случаях родители могут подвергать ребенка моральным издевательствам неосознанно.

Различные типы морального издевательства над ребенком

Вот несколько ситуаций, которые могут заставить ребенка страдать от морального издевательства (психологического насилия).

1. Игнорирование вашего ребенка

  • Игнорирование ребенка происходит в том случае, если родитель не находится рядом с ним в течение длительного времени - настолько длительного, что ребенок начинает чувствовать себя одиноким.
  • Кроме того, бывают ситуации, в которых вы можете физически присутствовать рядом с ребенком, но не обращать на него должного внимания.
  • Ребенок также чувствует себя игнорируемым, если вы избегаете зрительного контакта во время разговора с ним или не обращаетесь к нему по имени.

2. Отказ в удовлетворении потребностей ребенка

  • Отказ удовлетворять потребности ребенка может выражаться в таком простом проявлении, как высмеивание ребенка в присутствии посторонних, вам оно может казаться несущественным инцидентом, но на самом деле может иметь самые серьезные и продолжительные последствия для ребенка.
  • Если вы регулярно не прикасаетесь к ребенку, не обнимаете его, не гладите, то тем самым отказываетесь отвечать на его самые простые физические потребности. Вы также морально унижаете его и в том случае, если отвергаете основные потребности и желания ребенка.

3. Изоляция ребенка

  • Изоляция означает, что вы регулярно препятствуете общению вашего ребенка с друзьями или ровесниками. Это может также означать, что вы не допускаете регулярного социального взаимодействия ребенка с другими членами семьи или взрослыми.
  • Изоляция происходит в случае, если вы ограничиваете свободу передвижения вашего ребенка, зачастую в качестве наказания. Хотя многие родители считают нормальным наказывать своего ребенка путем наложения определенных ограничений, слишком частое применение такого рода наказаний может принять форму морального издевательства.

4. Использование или развращение ребенка с помощью манипулирования

  • Использование или развращение ребенка - это форма морального издевательства, подразумевающая обучение или вовлечение его кем-либо в недопустимую и даже незаконную деятельность.
  • В некоторых случаях вашего ребенка могут даже принудить к таким действиям, иногда без вашего ведома.
  • Такая форма морального издевательства может выражаться в антиобщественном или саморазрушающем поведении родителя или опекуна. Принуждение ко лжи, воровству или вовлечение в проституцию может спровоцировать агрессивное поведение ребенка.

5. Устное оскорбление и унижение

  • Устная форма морального унижения оказывает очень сильное и продолжительное воздействие на ребенка.
  • Устное оскорбление включает высмеивание, посрамление, унижение ребенка на регулярной основе. Оно может также принимать форму словесных угроз, исходящих от кого-либо.

6. Терроризирование ребенка

Терроризирование - это форма морального издевательства, при которой родитель угрожает или запугивает ребенка, чтобы заставить его повиноваться.

  • Родитель может угрожать или запугивать ребенка различными способами. Это может быть действие, которое поставит ребенка в опасное или неудобное положение. Или же действие, направленное на то, чтобы разлучить его с домашним любимцем, любимой игрушкой и даже родным братом или сестрой - до тех пор, пока ребенок не подчинится.
  • Во многих случаях, когда родитель ставит перед ребенком нереальные цели и нереалистичные ожидания, тот чувствует себя запуганным. Он может испугаться опасных последствий, которые неминуемо наступят, если он не будет соответствовать таким ожиданиям.

7. Пренебрежение ребенком

  • Пренебрежение ребенком может принимать различные формы, например, отсутствие внимания к его образовательным потребностям. Это происходит, когда родитель не может или не предоставляет ребенку материалы, пособия, принадлежности, необходимые для обучения.
  • Ребенок может испытывать моральное издевательство в форме психического (психологического) пренебрежения. Это ситуация, при которой родитель отказывается замечать или игнорирует потребности ребенка в лечении, которое может помочь ему преодолеть серьезные психологические (психические) проблемы.
  • Третья форма пренебрежения возникает тогда, когда родители отказываются признавать потребность ребенка в медицинском лечении.

Может показаться, что многие формы морального издевательства над ребенком - это часть общих методов воспитания. Однако такие методы могут превратиться в настоящее насилие, когда из-за частого применения начинают негативно влиять на ребенка. Например, совершенно нормально в качестве наказания ставить ребенка в угол, но только до тех пор, пока такое наказание не войдет в привычку, не станет ежедневной практикой. Ваш ребенок должен понять причину наказания, а не воспринимать его как иррациональное и маниакальное поведение с вашей стороны.

Почему происходит моральное издевательство?

Эксперты в вопросах здравоохранения и детские психологи пришли к общему мнению, что моральному издевательству подвергаются дети из разных семей. Как родитель вы всегда хотите лучшего для своего ребенка, но иногда бывают ситуации, которые могут заставить вас применить строгий или жесткий подход. Существует множество факторов, которые могут привести к моральному издевательству родителей над детьми. Вот некоторые, наиболее важные из них:

  • стресс;
  • недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости;
  • нехватка материальных и других ресурсов;
  • слабые навыки воспитания;
  • общественная изоляция;
  • неестественные ожидания от ребенка.

Кроме того, в некоторых случаях родитель может морально издеваться над ребенком, основываясь на личном опыте, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.

Каковы симптомы жестокого обращения с детьми?

Вот несколько физических признаков морального издевательства над детьми:

  • Ребенок внезапно начинает мочиться или не держать кал во время сна, при этом медицинские причины таких действий отсутствуют.
  • Поступают различные жалобы ребенка психосоматического характера: жалобы на регулярные головные боли, тошноту или даже боли в животе. Но результаты медицинского обследования остаются в пределах нормы или неопределенными.
  • Если ваш ребенок страдает от морального издевательства, у него могут случаться приступы диареи и рвоты, которые иногда длятся несколько недель и даже месяцев.
  • Если ваш ребенок переживает моральное насилие, вы можете заметить некоторые существенные задержки на различных этапах его развития.
  • Общим признаком морального издевательства над детьми является стремление ребенка выглядеть и чувствовать себя не так, как все. Ребенок может неожиданно и кардинально сменить свой стиль одежды, начать одеваться неподобающим образом на различных мероприятиях или в различных местах.

Вот несколько социальных симптомов морального издевательства, которые могут наблюдаться у вашего ребенка:

  • У ребенка наблюдается значительное отставание в различных сферах развития.
  • Можно заметить, что ребенок стал вести себя тише, чем обычно, и пугается малейшего шума и даже знакомых голосов. Он может стать отшельником, отказываться общаться с людьми и поддерживать зрительный контакт во время разговора. Все эти симптомы могут являться ранними признаками развития депрессии, тревоги, страха, психотравмы или даже агрессии.
  • Если ваш ребенок стал жертвой морального насилия, вы можете заметить у него тяжелые и часто трудно контролируемые симптомы саморазрушения. Он может проявлять суицидальные тенденции или агрессивно, вызывающе себя вести, что заключается в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
  • Если ребенок подвергается моральному издевательству, у него могут проявляться и совершенно противоположные модели поведения. Ребенок становится чрезмерно уступчивым и соглашается на все, что вы говорите. Он может внезапно стать чрезмерно воспитанным и вежливым или выглядит подчеркнуто аккуратным и чистым.
  • Когда ваш ребенок страдает от морального насилия, вы можете заметить у него повышенную потребность во внимании родителей или наоборот - ребенок может выглядеть чрезвычайно подавленным или нехарактерно застенчивым.
  • Очень простой способ определить, подвергается ли ваш ребенок моральному издевательству, - это понаблюдать за ним во время игры. Большинство детей копируют негативное поведение или речь, которые они наблюдают или слышат дома. Если вы видите, что ваш ребенок демонстрирует нетипичное для него поведение или произносит слова, неподходящие для его возраста, это может быть признаком морального насилия.

Как можно определить признаки эмоционально агрессивного поведения у взрослых?

Вот несколько способов, которые помогут определить, проявляет ли взрослый моральное насилие по отношению к ребенку:

  • Взрослый обзывает и высмеивает ребенка в присутствии посторонних.
  • Взрослый придумывает ребенку унизительные и неуместные прозвища.
  • В некоторых случаях взрослый словесно угрожает ребенку. Он может повысить голос на ребенка или угрожать ему физическим насилием. Иногда он заставляет ребенка наблюдать акт насилия или нанесения физического вреда кому-либо или чему-либо близкому для ребенка.
  • Взрослый морально унижает ребенка, проявляя нереалистичные ожидания от него.
  • В некоторых случаях моральное насилие над ребенком выражается в вовлечении его в решение вопросов опекунства, присутствии на заседаниях во время бракоразводных процессов.

Несколько статистических фактов морального издевательства над детьми

  • Почти 90 % всех случаев детских смертей являются результатом подстрекательств членов семьи или близких.
  • Дети, ставшие жертвами морального издевательства, на 25 % чаще страдают от проблем со здоровьем и психикой.
  • Дети, которые страдают от морального унижения, склонны к подростковой беременности, совершению правонарушений, уходу из школы и злоупотреблению наркотиками.

Советы по предотвращению морального насилия

Как родитель вы любите своего ребенка, но верно и то, что вы неосознанно заставляете его страдать от морального унижения. Правда заключается в том, что даже образцовые родители иногда кричат на своих детей и игнорируют их. Когда такие случаи единичны, они не являются насилием. Опасность эмоционального насилия появляется тогда, когда такой тип поведения родителей становится привычным и регулярным.

Хотя моральное издевательство над ребенком может произойти практически в любой семье, независимо от царящей в ней атмосферы, существуют некоторые катализирующие факторы. Вот некоторые ситуации, которые могут увеличить опасность морального издевательства над детьми:

  • Семье, которая испытывает финансовые трудности, трудно заботиться об академической успеваемости ребенка и других его основных потребностях. В такой семье ребенок, вероятно, столкнется с моральным насилием.
  • Одинокий родитель может чувствовать себя чрезмерно обремененным заботой и ответственностью за ребенка. Он может срывать свое раздражение на ребенке и тем самым морально унижать его.
  • Ребенок находится в зоне высокого риска подвергнуться моральному издевательству в случае, если родители живут отдельно друг от друга или разведены. В такой ситуации оба родителя могут быть слишком заняты работой и эмоционально пренебрегают ребенком.

Быть родителем, безусловно, большая ответственность, для этого требуется огромное терпение. Вполне возможно, что, в то время как вы кричите на ребенка или игнорируете его из лучших побуждений, результаты такого поведения не всегда оправдывают ваши ожидания. Если вы чувствуете, что каким-то образом морально обижаете своего ребенка, важно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Он сможет удержать вас от оскорбительного поведения, поможет избавиться от привычки к моральному насилию и улучшит ваше отношение к ребенку.

Оцените публикацию

Вконтакт

Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
. угрозы в адрес ребенка;
. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
. принижение его успехов, унижение его достоинства;
. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
. уступчивость, податливость;
. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
. запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
. брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
. нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

  • к ишемической болезни сердца;
  • синдрому хронической усталости;
  • онкологическим заболеваниям и др.

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Подборка материала для стенда по теме "Психологическое насилие над детьми". Содержит информацию: Что такое психологическое насилие"? Каковы признаки психологического насилия? Последствия психологического насилия. Формы психического насилия. Как не допустить психического насилия в своей семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Каковы признаки психологического насилия?

Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития

Последствия психологического насилия:

  • Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
  • Заниженная самооценка . Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
  • Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.

Формы психологического насилия:

Как же не допустить психологического насилия

в своей собственной семье?

  • Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
  • Ребенок должен знать, что его любят . Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.
  • Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка . В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
  • Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
  • Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку . Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
  • Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы . Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь словом и делом.

Содержание статьи:

Эмоциональное (психологическое) насилие в семье - это форма воздействия на эмоции или психику партнера путем запугивания, угроз, оскорблений, критики, осуждения и тому подобных действий. Согласно мнению большинства ученых, такие действия должны носить регулярный характер. Многие женщины выделяют подобное воздействие как самую болезненную сторону отношений в семье или просто с партнером, которая порождает ощущение беспомощности, угнетенности.

Причины возникновения эмоционального насилия в семье

Разумеется, ничего не возникает на пустом месте. Любые действия имеют свои причины, а также и свои последствия. Иногда в качестве детонатора может сработать один из перечисленных ниже факторов, но чаще всего наблюдается их действие в совокупности, что провоцирует развитие событий по определенной схеме.

Большая часть причин кроется, прежде всего, в мужчине. К ключевым из них относят:

  • . И за счет воздействий на эмоции и психику жены муж пытается самоутвердиться.
  • Психическое отклонение . Проявляется оно как нарциссизм, пограничные состояния, социопатия. Причиной может быть и реально перенесенная психологическая травма. Хотя нередко эмоциональное насилие над женщинами проводят вполне состоятельные и со счастливым детством мужчины.
  • Потребность в самоутверждении . К психологическому насилию над партнершей может толкать заниженная самооценка.
  • Проблемы с коммуникацией . Недостаток образования или неумение выражать свои мысли часто не позволяют достигать стабильности в семейных отношениях при помощи слов, нормального общения.
  • Прошлый опыт . Насилию может способствовать воспитание и становление мужа как мужчины в специфической среде. И не только в условиях негативного или грубого к себе отношения. Но также и тогда, когда его растили во вседозволенности, превознося его явные или мнимые достоинства. В итоге человек чувствует свое (часто надуманное) превосходство над другими людьми. Само собой, не последнюю роль играют и отношения в семье самого мужчины, когда он был еще ребенком. Ведь дети склонны строить свои взрослые отношения по образу и подобию родительских.
  • Самореализация за счет жертвы . Банальное стремление к власти хотя бы (или в том числе) в семье. А также неуверенность в прочности и стабильности семейных отношений.

Основные признаки эмоционального насилия в семье

Признаков этого типа воздействия на личность довольно много (от полутора до двух десятков). Все их можно разделить на три большие группы, которые можно также охарактеризовать как формы насилия.

Вербальная эмоциональная агрессия в семье


Ее форма, пожалуй, самая яркая и агрессивная. Кроме того, ее легко можно определить, даже недолго пообщавшись с тираном.

К главным признакам относятся:

  1. Критика . Грубая или едкая оценка недостатков женщины как наедине, так и в присутствии посторонних. Например, обидные замечания по поводу фигуры, манеры одеваться, умственных способностей и так далее. Такие высказывания могут сопровождаться оскорблениями, но могут быть и без них.
  2. Презрение . Негативные высказывания по поводу работы женщины, ее увлечений, убеждений, религиозных взглядов. Унизительная оценка выполнения домашней работы, ухода за детьми и прочего.
  3. Деспотизм . Мужчина использует в общении высокомерный тон, вместо просьб - приказы и указания.
  4. Унижение . Обращение к женщине с использованием оскорбительных слов. Например, «эй ты...» или иные высказывания подобного рода. Постоянные прямые оскорбления без каких-либо причин (имеется в виду, даже не во время скандала или иной стрессовой ситуации).
  5. Словесные запугивания . Это могут быть угрозы запрета на общение с детьми, побоев или иного физического насилия над самой женщиной или над ее близкими, в том числе и над детьми, сексуального характера. Достаточно часто эмоциональное насилие проявляется в том, что мужчины грозятся самоубийством. Во всех случаях для усиления эффекта может добавляться подробное описание действий.
Сюда же относятся обвинения в собственных или семейных неудачах, перекладывание ответственности за все произошедшее исключительно на жену.

Все указанные действия, как правило, имеют одну конкретную цель: вызвать чувство обиды, раздражения, а в некоторых случаях и чувство вины у жертвы.

Доминантное поведение при эмоциональном насилии в семье


То, что мужчина - лидер, совершенно бесспорно. Однако некоторым из них надо ежедневно доказывать себе, что они главные.

Выявить мужчину-тирана можно по таким признакам в поведении по отношению к партнерше:

  • Запрет на общение . Лишение возможности контактировать с родственниками, друзьями, коллегами по работе в свободное время. С этой целью может тем или иным способом изыматься телефон, создаваться препятствия к использованию других средств связи. Например, через интернет (скайп, социальные сети и прочее). Мужчина может лишить жену возможности пользоваться семейным или личным транспортом (отобрать права, ключи, слить бензин из бака и так далее). Уничтожение или повреждение собственности (телефона, одежды, автомобиля и так далее), в том числе в некоторых случаях своей, также входит в привычный «круг обязанностей» тирана.
  • Слежка . Здесь спектр действий зависит от технических и материальных возможностей мужчины. Начиная от банальной проверки сообщений и списка звонков в мобильном, электронной почты через обычный доступ и заканчивая использованием таких средств, как прослушивание телефона, установка специального программного обеспечения на персональный компьютер, планшет, смартфон. Также может применяться скрытое видеонаблюдение (или наоборот, открытая слежка). И даже в особых случаях муж может нанимать людей для контроля за поведением и общением жены вне дома.
  • Постоянное присутствие . Муж не оставляет жену одну, все время стремится находиться с ней рядом. При этом может просто молчать и заниматься своими делами. Например, читать книгу, общаться по телефону.
  • Ограничение на контакт с внешним миром . Бывает, что муж устанавливает свое доминирование, запрещая или какими-то иными способами препятствуя тому, чтобы женщина работала, занималась какой-то деятельностью вне дома. Кроме того, для выхода из дома по каким-то своим нуждам жена обязана получить разрешение мужа.
  • Возложение роли добытчицы . Бывает ситуация и наоборот, когда происходит возложение на жену обязанности полностью обеспечивать семью материально. Муж при этом может не работать или зарабатывать минимально, но количество упреков и грубое отношение от него исходит постоянно.
  • Воздержание . Одним из проявлений доминантного поведения можно считать намеренное игнорирование жены в сексуальном плане.
Кроме указанных признаков эмоционального насилия, выражающегося через доминирование, может быть еще и полный контроль над всеми финансовыми вопросами. Однако некоторые специалисты в психологии и семейных вопросах выделяют такое поведение в отдельную категорию - финансовое насилие.

Другие формы эмоционального насилия в семье


Ревность, которая проявляется в постоянных обвинениях в супружеской измене. Здесь будет тесное переплетение с некоторыми признаками насильственного поведения из первой и второй групп. Строгий контроль мужа за контактами жены на работе, в свободное время и даже дома, регулярные расспросы, напоминающие допрос (где была, с кем, кто может подтвердить и тому подобное). Зачастую все эти проявления поведения совершенно необоснованные, жена не дает повода, но регулярно слышит упреки и обвинения в свой адрес.

Некоторые специалисты выделяют еще одну форму воздействия на психику близкого человека, схожую с доминированием - манипуляция. Эта форма воздействия более мягкая, но при этом имеет все ту же цель, характерную для предыдущих трех форм - подчинение своим личным убеждениям чувств и действий жены. В этом случае происходит «тихое» эмоциональное насилие, признаки распознать сложно, ведь все действия со стороны мужа происходят скрытно и полностью осознанно.

Укажут на это следующие характерные особенности:

  1. Бахвальство . Самовосхваление мужа и превозношение своих качеств, достижений над таковыми у жены.
  2. Угнетение . Провокация чувства вины у жены за самую малейшую оплошность.
  3. Требование восхищения . Лесть и показная похвала жены с целью вызвать в ответ такие же действия в свой адрес.
  4. Прессинг . Из предыдущего пункта происходит следующий: ложь и лицемерие, утаивание конкретной информации, сведений, чтобы заставить жену переживать, проявлять нервозность и сделать что-то в обмен на предоставление полной информации.
Несмотря на то, что в разных ситуациях практически каждый мужчина может сделать что-либо из перечисленного выше, далеко не всегда подобные действия можно квалифицировать как эмоциональное насилие в отношениях. Более того, имеются достаточно определенные признаки психологического насильника.

Механизм развития психологического насилия в семье


В целом, насилие - это довольно сложный психологический процесс. Очень часто его начальную стадию не замечают ни сам насильник, ни его жертва. Ведь, как правило, в молодой (недавно образованной) семье оба партнера находятся под воздействием сильных эмоций, поглощены чувственными переживаниями по отношению друг к другу. Особенно это касается женщин как романтических и эмоциональных натур по сравнению с мужчинами.

Однако когда чувство эйфории новобрачных проходит, иногда начинаются незначительные разногласия, упреки, которые дают старт дальнейшему развитию стадий насилия:

  • Снятие с пьедестала . Обвинения в стиле «ты не такая», «ты не так делаешь». Постоянные замечания такого рода должны насторожить, однако многие женщины все еще чувствуют влюбленность либо под влиянием воспитания стремятся угодить мужу, что, в свою очередь, лишь усиливает атаки со стороны второй половины. Эмоциональное насилие без отпора начинает нарастать. Этот этап длится в среднем до полугода. Постепенно у женщины меняется самооценка, она дезориентируется и проецирует на себя негативный образ, навязываем мужем. После этого наступает следующая стадия.
  • . Переход от «ты не такая» к «ты - полное ничтожество», вызывание чувства вины. При этом постоянные придирки не только продолжаются, но еще и усиливаются. Женщина уже не сомневается в том, что она делает что-то не так. Она уже просто уверена в этом. Она начинает искать причины в себе, пытается менять поведение, угодить мужу, но ее состояние лишь угнетается новыми упреками.
  • Полное подчинение . На следующей стадии происходит твердое убеждение и самоубеждение женщины в том, что она как личность и жена - полное ничтожество и неудачница. А если психологический насильник демонстрирует доминантное поведение, ограничивая контакты с друзьями и родственниками, то чувство вины лишь усиливается. Ведь потакая желаниям мужа, жена чувствует, что, разрывая старые дружеские отношения и контакты с родными, совершает предательство. Более того, при попытках рассказать второй половине о своих переживаниях женщина подвергается еще большему давлению и убеждению в том, что она поступает подло и отвратительно. За этим следует перелом.
  • Точка слома . Это такое состояние, когда жена как личность полностью дезориентирована и раздавлена. Она полностью лишена способности давать трезвую оценку своим действиям, готова полностью перейти под контроль мужа-насильника. В этот период для полного подчинения жертвы своей воле мужчина может периодически проявлять участие, быть ласковым, выражать чувства, подобные тем, которые были до или в самом начале брака. Это станет тем пряником, который не позволит жене уйти от мужа, даже если такое намерение было. И под воздействием всего этого, а также зачастую под влиянием воспитания и общественного мнения женщина приобретает твердое убеждение, что лучше плохой, но брак, чем остаться одной. Разумеется, за подобной «оттепелью» последует новый этап унижений и доминирования.
На фоне таких эмоциональных потрясений развиваются психологические расстройства, которые нередко провоцируют физические (заболевания внутренних органов на нервной почве, обострения хронических заболеваний).

Важно! Насильник зачастую ведет себя с другими крайне обходительно, он скрывает свою истинную сущность. Поэтому нередко даже семья девушки не верит ей, не поддерживает желание уйти от «идеального» зятя. Последствия такого прессинга могут оказаться плачевными.

Черты психологического агрессора в семье


Люди, которые склонны к моральному насилию близких, стремятся контролировать родных (разумеется, тех, кто слабее). Они отличаются такими чертами характера: ревнивость, склонность к частым беспричинным перепадам настроения, подозрительность, недостаточная способность к самоконтролю, склонность оправдывать проявление агрессии или насилие к кому-либо вообще.

Психологические насильники обладают умением привлекать на свою сторону не только друзей или посторонних людей, но даже родственников жертвы (жены). Кроме того, иногда такие мужчины могут страдать от тех или иных расстройств личности.

Стоит отметить, что изначально отношения с будущим насильником напоминают «голливудскую мелодраму»:

  1. . Партнер уже с первых свиданий ведет себя так, словно именно эту девушку ждал всю жизнь. Он рассказывает, какая она особенная, как прекрасно понимает его, что лучше просто никогда не встречал.
  2. Стремительное развитие событий . Буквально через совсем небольшой промежуток времени парень предлагает перейти к серьезным отношениям, чтобы как можно больше проводить времени вместе. Постепенно влюбленные настолько углубляются в свои отношения, что совершенно забывают об общении с друзьями. И уже после этого парень предлагает расписаться или начать жить вместе.
  3. Постепенное наращивание давления . Как только девушка переезжает или же сильно влюбляется, партнер начинает постепенно ею манипулировать. Он контролирует звонки, встречи. Показывает, насколько ему было неприятно ее отсутствие. Иногда он шантажирует ее фразами типа «Я сильно скучал, пока тебя не было», «Неужели наша семья для тебя не так важна, как встреча с друзьями», «Нам так хорошо вместе, а что еще надо для счастья?».
  4. Полный контроль . Через время девушка и сама уже не понимает, когда может смеяться. Ведь фильм парню кажется грустным, обязана грустить и она. Нельзя высказывать свое мнение, отличимое от его. Ведь ее возвели на пьедестал совершенства, вот и необходимо соответствовать.
  5. Шантаж . Если вдруг девушка пытается выйти из-под контроля, ей обычно напоминают о тяжелом детстве, проблемах с родителями, прошлых обидах. Таким образом партнер вызывает чувство вины, желание раскаяться и вернуться.

Результаты и последствия эмоционального насилия


Упомянутых выше разладов физического здоровья может и не быть. Однако в психологическом плане проблем не избежать. Жертвы эмоционального насилия, которое продолжалось долгое время, как правило, испытывают депрессию, состояние посттравматического (психологические травмы) стресса, постоянные или периодические, но частые ощущения тревоги, страха.

Не исключаются и попытки суицида. Появляется синдром эмоциональной зависимости, сверхпотребность в любви. На фоне чувства неуверенности в себе может возникнуть пренебрежение и своими потребностями.

У женщин-жертв психологического насилия нередко развивается алкогольная и даже наркотическая зависимость.

Отражается психологическое насилие в семье и на детях, если они есть. Ведь они регулярно наблюдают испуганную мать, находящуюся под постоянным контролем. Как уже говорилось среди причин, дети склонны строить свои будущие семьи на тех принципах отношений жертвы и насильника. И часть из подрастающего поколения будет подчиняться безропотно во взрослой жизни, а вторая и сама станет насильником.

Последствия таких отношений для детей далеко не всегда можно полностью устранить. Поэтому стоит знать, как противостоять и предотвратить их причины.

Особенности противостояния эмоциональному насилию в семье


Знать, как дать отпор, мало. Необходимо найти в себе силы сделать это. Каждая женщина способна оградить себя от подобного рода воздействий. Исключение могут составить лишь те случаи, когда в силу каких-то народных или социальных традиций подобная модель отношений является нормой.

Поэтапно можно действовать так:

  • Проведение детального анализа . Прежде всего, необходимо тщательно и предельно честно проанализировать свои отношения с мужем, вспомнить все формы и признаки психологического насилия и суметь признаться в том, что они регулярно проявляются (если это действительно так). Кроме того, нужно вспомнить об их последствиях для самой жертвы. Женщина должна размышлять трезво и реалистично. Если муж обманул или не изменил своего поведения после одного раза, то и дальше последует то же самое.
  • Раскрытие глаз родным . Нельзя делать вид, будто ничего не происходит, мириться со своей ролью жертвы. Практика показывает, что доказать сам факт подобного психологического воздействия очень сложно. Тем более, как уже говорилось, насильник способен легко настроить друзей и даже родственников против самой жертвы. Однако поиск постоянных оправданий действиям мужа и прощение лишь способствует их продолжению.
  • Уход . Отношения, которые приносят женщине эмоциональные страдания, лучше всего разрывать. И чем скорее, тем лучше. Иногда нужно не искать способы, как противостоять эмоциональному насилию, а просто найти нового партнера.
  • Восстановление . Не стоит стеснять обратиться к специалистам. Профессиональные психологи помогут вернуть контроль над собственной жизнью и дадут рекомендации к действиям.
Как уже говорилось, отношения с психологическим насильником нужно разрывать. Однако могут быть различные препятствия (финансы, дети, общее имущество и так далее). Поэтому необходимо выстроить детальный план и тщательно проработать каждый пункт, чтобы твердо знать, например, на какие средства жить дальше, где жить, как быть с детьми.

Как противостоять эмоциональному насилию в семье - смотрите на видео:


Существуют различные виды эмоционального насилия. Его проявление в семьях встречается довольно часто. Развитие событий происходит постепенно, и поначалу жертва, а часто и сам агрессор, не понимает, что происходит. Последствия для личности и организма женщины могут быть катастрофическими, а потому, если отношений без психологического насилия избежать не удалось, необходимо принять меры для выхода из сложившейся ситуации.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу