Надо ли сюсюкаться с детьми. Почему нельзя сюсюкать с ребёнком

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Они - наши милые, нежные и самые любимые.. Глядя в наивные и самые доверчивые глазки своих малышей, мы хотим казаться им доступнее, понятнее и ближе. И в этой точке общения наступает место самой распространённой ошибке взрослого.

Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком, шепелявя, картавя или коверкая слова и звуки?

Ничего сверх научного в этом вопросе нет. Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Дураков среди детей ровно столько же, сколько и среди взрослых. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным вашим привычным голосом. Стоит ли тут упоминать о последствиях такой распространённой ошибки? Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

Таким образом, речь малыша может существенно отставать в развитии и быть достаточно долго непонятной и неразборчивой. Последствия таких сюсюканий придётся устранять уже у логопеда.

Вторая очень распространенная логопедическая проблема молодых мам и бабушек – это насыщение словарного запаса ребенка несуществующими в родном языке словами типа «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т.п. Если описанное выше объяснение вас не убедило в том, что ребенок достоин нормального общения и не нуждается в упрощении, подумайте хотя бы о том, что, запомнив эти слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым - настоящим.

Понимаю, что такое серьёзное заявление, как отказ от «пи-пи» и «ням-ням» , может вызвать ряд вопросов от молодых родителей. Но всё же настоятельно рекомендую обратить внимание на эту проблему и прислушаться к совету. Вдумайтесь, ребенок, зная, как звучит слово правильно, но, не имея возможности произнести его самому, будет стремиться произнести слово так, как оно могло бы звучать из детских уст и максимально напоминало изначальную форму. Само собой, что такие слова будут не намного понятнее тех же «би-би» или «ав-ав» , но это будет шагом на пути к правильному произношению, а не промежуточным словом-символом, от которого позднее всё равно необходимо будет отказаться. Кроме того, символичные слова – заменители от родителей чаще всего не склоняются. Это затрудняет восприятие ребёнка грамматической стороны произношения . Применяя обычную речь без сюсюканий и заменителей слов, мы тем самым приучаем малыша к сложному восприятию языка с учётом грамматических и фонетических звучаний.

Дети - это наше всё! Это наше будущее и наше настоящее. И как бы ни хотелось выразить своим заискивающим сюсюканьем максимальную любовь к малышу, пожалуйста, помните, что это вполне понимающие почти самостоятельные и взрослые люди. Относитесь к ним как к равным!

Давайте разберемся, как имен­но у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми.

  • Практически все люди так себя ведут - значит, это нор­мально. Именно таким обра­зом мы обычно рассуждаем.
  • Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
  • Самому взрослому тоже нра­вится подобная игра - можно ощутить свое преимущество пе­ред ребенком.

Опасно для малыша

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малы­шей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, «кор­мит» ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выпол­нять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает доста­точное удовлетворение, испол­няя легкую и приятную роль за­бавной домашней игрушки.

Конечно, ни одна мама спе­циально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит. «Сон разу­ма рождает чудовищ», - ска­зал Франсиско Гойя.

Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребен­ка для себя и любить его ради не­го самого - это «две довольно большие разницы». Любить ре­бенка для него самого - труд­нее, и этому зачастую нужно спе­циально учиться.

На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему уви­деть в малыше не просто хоро­шенькую куколку, а настояще­го, полноценного человека - это целое достижение.

Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнежива­ет тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.

Как общаться с ребенком?

Привычные слова. С ре­бенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с ос­тальными: машину называть машиной, собаку - собакой.

Правильный тон. Избе­гая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с други­ми людьми, но ласка и уважи­тельное отношение не могут помешать друг другу.

Контроль. Не стоит позво­лять людям, с которыми ма­лыш довольно часто контакти­рует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.

Признание. Необходимо относиться к ребенку как к са­мостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.

Часто при виде маленького трогательного новорожденного крохи или очаровательно-умилительного малыша 3-5 лет многие, казалось бы, серьёзные взрослые люди вдруг преображаются и резко переходят на какой-то неестественный птичий язык, изобилующий всевозможными полусловами неясного происхождения. Попросту говоря, начинают сюсюкать. В отношении этого явления общественность разделилась на два прямо противоположных лагеря: одни считают, что делать этого нельзя категорически, другие же утверждают, что это необходимо и заложено в нас, людях, на генетическом уровне.

Для того, что бы попытаться понять, на чьей стороне истина, необходимо, прежде всего, разобраться, что считается сюсюканьем и в какой форме оно чаще всего проявляется.

Под сюсюканьем подразумевается:

  • любое намеренное искажение слов или звуков («халёсый матик» вместо «хороший мальчик»);
  • упрощение сложных слов (машина – «бибика», кушать – «ням-ням», гулять – «гуль-гуль»);
  • подражание детскому произношению;
  • чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Всё это сопровождается изменением интонации речи. Меняется тон, тембр, динамика. Речь становится слишком мягкой, нежной, милой, радостной; голос выше, чем обычно; слова произносятся нараспев.

Почему же так происходит?

Конечно, в первую очередь многими взрослыми, особенно родителями и близкими, движет любовь и умиление. Мало у кого получается обращаться по-взрослому к совсем ещё крошечному человеку. Да и нужно ли это, если, речь идёт, скажем, о малыше, которому всего несколько дней или недель? Родители просто не знают, как по-другому выказать свою любовь к ребёнку, передать ему свои эмоции.

Также причиной сюсюканья может стать, наоборот, отсутствие искренних чувств к ребёнку. Чаще это бывает со стороны неблизких родственников, друзей семьи или посторонних людей. Взрослый чувствует себя не в своей тарелке рядом с малышом, хотя умом понимает, что это же маленький ребёнок, им нужно умиляться и испытывать к нему хотя бы симпатию, но этих чувств и эмоций на самом деле нет. Он боится показаться излишне грубым и пытается скрыть своё равнодушное или даже неприязненное отношение, начиная сюсюкать.

Кроме того, такая манера разговаривать с детьми присуща инфантильным людям, которые сами немного застряли в детстве. Не стоит ожидать нормального взрослого общения от людей, личность которых, несмотря на возраст, осталась незрелой, несформировавшейся должным образом.

К чему же может привести сюсюканье, насколько это вредно для детей?

Начать стоит с того, что специалисты рекомендуют разговаривать с ребёнком с первых дней жизни. Малышу важно слышать обращённую речь. В 4-5 недель от роду он уже начинает проявлять явный интерес к речи взрослых, в 5-6 месяцев пытается воспроизводить какие-то звуки (появляется лепет), к 9-10 месяцам уже произносит первые простые слова («мама», «папа»). Ребёнок познаёт мир, наблюдает за взрослыми, впитывает всё, как губка. Он слушает, как говорят родители, следит за их артикуляцией, пытается им подражать, издавать похожие звуки. И на данном этапе сюсюканье может сыграть злую шутку. Ведь если взрослый всё время коверкает звуки, заменяет одни другими, например, «ш» на «ф», произнося «малыф», откуда ребёнку узнать, что звук «ш» вообще существует? Кроме того, всяческие «уси-пуси» не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только сбивают с толку. Для ребёнка будет гораздо полезнее, если взрослый будет просто и понятно комментировать свои действия или давать доступную характеристику предметам (например: «это мячик, он красный, посмотри, как он скачет»).

Если родители, бабушки дедушки, а бывает, что и воспитатели в детском саду продолжают разговаривать с ребёнком таким образом, у него формируется неверное представление о родном языке, неправильное произношение становится для него нормой, и не из-за того, что у него есть какие-то проблемы с дикцией, а потому что он просто не знает, как надо говорить.

Ещё одна грубая ошибка – передразнивать малыша, подстраивая под него свою речь. Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Часто «засюсюканные» в раннем возрасте детишки даже после перехода из детского сада в школу продолжают говорить неверно. И бывает, что переучивать их приходится уже логопеду.

Помимо сложностей в развитии речи сюсюканье может повлечь проблемы психологического характера. Даже трёхлетнему малышу уже неприятно и не по себе, когда к нему наклоняется незнакомый взрослый и начинает приторно-сладким голосом говорить: «Ути бозе мой, кааакой холёёёсенький зайтик!». Подросшему ребёнку, который уже имеет опыт общения с другими людьми и замечает, что не все вокруг разговаривают так, со временем может стать просто неловко. Он будет стесняться своих родителей и самого себя (ведь он половину слово говорит неверно). Ребёнок может замкнуться, стать неуверенным в себе, почувствовать себя не таким, как все.

Положительные аспекты сюсюканья

Не исключая всё выше сказанное, нужно отметить, что сюсюканье не является сугубо вредным.

Сложно не согласиться с тем, что все мы так или иначе сюсюкаем с маленькими детишками. У каждой мамы в лексиконе есть милые словечки, которые она использует в общении со своим малышом. Сюсюканье действительно свойственно людям на уровне инстинкта, и значит, для чего-то оно всё-таки нужно.

Во-первых, сама «сюсюкательная» интонация в раннем возрасте малыша даже полезна. В первые недели жизни ребёнок слышит речь взрослых как нечто монотонное, когда же родители сюсюкают, смягчая произношение и меняя тембр голоса, малыш лучше воспринимает звуки. С помощью ласковой интонации можно заинтересовать ребёнка, расположить его к себе, успокоить. Сюсюкая, взрослый утрирует свою речь, и это помогает младенцу овладевать её просодической стороной, он лучше усваивает ритм, интонации, частоты, характерные для его родного языка.

По поводу упрощённых слов нужно сказать, что на определённом этапе они не то, что не вредны, а даже важны и полезны для малыша. Пока он совсем маленький, ему сложно воспринимать длинные слова. Поэтому нет ничего страшного, если годовалый малыш называет уточку «кря-кря», а куклу — «ляля». Просто нужно следить, чтобы по мере взросления ребёнка эти полуслова постепенно исчезали из его лексикона.

Подводя итог, скажем, что в вопросе сюсюканья важно знать меру, чувствовать золотую середину. Избыточное сюсюканье, безусловно, вредит малышам. Но совсем исключать его не стоит. Коверкать слова, а тем более звуки ни в коем случае нельзя, это может привести к неправильному формированию речи. А вот особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных форм просто необходимо. Наличие слов-сокращений помогает ребёнку быстрее научиться говорить, ласковая интонация способствует правильному эмоциональному развитию. Главное, родителям нужно помнить, что их малыш взрослеет, развивается, расширят свой кругозор. Важно вовремя прекратить сюсюкаться с ребёнком, и когда ему исполнится год, с ним уже нужно разговаривать иначе, чем в первые месяцы жизни.

Дети все повторяют за взрослыми. И если вы будете часто обращаться к ребенку на ломаном языке, шепелявя, картавя, проглатывая звуки, то малыш запомнит неправильное произношение. И переучить его будет очень непросто. То же самое происходит, если малыш выговаривает слово неправильно (например, «шепуток» вместо «петушок»), а умиленные родители за ним повторяют. Ребенок думает, что именно так это слово и звучит на самом деле. В итоге чем больше вы сюсюкаете, тем медленнее у вашего ребенка развивается речь.

2 Подмена понятий

Часто родители стараются помочь своему ребенку запомнить новые слова и понятия, упрощая их произношение. То есть едет по улице машина, а вы говорите малышу: «Смотри, би-би». Или вы зовете кроху кушать так: «Ну что, пора ням-ням?» Подобное общение с помощью символов кажется нормальным, но оно мешает ребенку запоминать правильные слова. К тому же, от таких сокращений все равно рано или поздно придется отказаться. Поэтому лучше изначально с малышом разговаривать развернуто. У таких слогов-символов есть и еще одна проблема. Они не склоняются, а это мешает малышу понимать грамматику родного языка.

3 Вы его недооцениваете

Годовалый малыш в состоянии запоминать слова и осознавать их смысл. Родители же продолжают сюсюкать с крохой, стремясь разговаривать с ним на его уровне. Благое желание быть понятым приводит к тому, что ребенок никак не может выучить родной язык. Представьте, что вы оказались в Америке. Вам нужно говорить по-английски, а местные жители умиляются вашему смешному произношению и общаются с вами, коверкая слова или максимально их сокращая. Так вы никогда не выучите английский. А ваш ребенок, находясь в окружении сюсюкающих взрослых, не скоро поймет, как же нужно на самом деле разговаривать по-русски.

4 Вредная привычка

Как правило, родители привыкают к сюсюканью так же быстро, как дети. Подобная модель общения становится естественной, на нее перестают обращать внимание. Так «ути-пути» по отношению к годовалому малышу перерастают в «ути-пути» по отношению к ребенку дошкольного и даже школьного возраста. При этом родителям кажется, что малышу приятно такое обращение. Но взрослые дети испытывают дискомфорт и смущение от того, что с ними разговаривают, как с маленькими. Затянувшиеся сюсюканья могут привести не только к задержке речи, но и к развитию комплексов в подрастающем человеке.

5 Психологическая сторона вопроса

Специалисты отмечают, что длительное общение с ребенком на «детском» языке приводит к распространенным психологическим проблемам в будущем. Такие малыши вырастают инфантильными, неуверенными и беспомощными. У многих возникают трудности в общении с другими людьми. Это объясняется тем, что общение через «сю-сю» воспринимается крохой как два основных сигнала: во-первых, он самый маленький, то есть вечный объект опеки и внимания; во-вторых, он недостаточно хорош для того, чтобы его родители с ним общались на равных.

6 Слишком просто – совсем неправильно


Чаще всего родители начинают сюсюкать со своими детьми из-за наплыва чувств, не успевая остановиться и выразить их иначе. Взрослые на автомате переводят свое умиление в полные восторга шепелявые слова. Проблема в том, что это далеко не самый лучший способ передать свою любовь малышу. Ведь в таких «халёсеньких» выражениях не чувствуется искренность. Постарайтесь проявлять свои чувства иначе. Это важно для гармоничного развития крохи.

7 А если нет чувств?

Такое тоже бывает. Когда искренних чувств и эмоций к ребенку нет, а подсознание твердит вам: «Это твой малыш, его надо любить», - возникает неосознанное желание сюсюкать с крохой. Таков один из механизмов психологической защиты. Только он не поможет. Лепетания с малышом отвлекают от существующей проблемы, а ребенок тем временем прекрасно чувствует фальшивые нотки в вашем голосе. Именно поэтому в такой ситуации особенно важна искренность. С нее стоит начинать. Даже если вы покажете, что в данный момент вы не можете отдать ребенку те чувства, которые он от вас ожидает, это будет лучше притворства. С другой стороны, если это ваш случай, вам нужно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Не лишним будет обратиться за помощью к специалисту. Ведь подобный сигнал может быть симптомом послеродовой депрессии.

8 Скрытый диктатор

Иногда встречается и такая причина родительских сюсюканий. Взрослый подсознательно считает, что маленький ребенок не может обращаться к нему на равных. Это задевает его гордость или даже пугает родителя (вдруг малыш перестанет слушаться, выйдет из-под контроля?). Если такие мысли вас посещают, нужно себе в этом признаться и как можно раньше остановиться. У диктаторов вырастают либо окончательно подавленные личности, либо бунтари. Ни то ни другое не принесет вам и вашему малышу счастья.

9 Внимание! Говорит инфантильность


Если вы привыкли сюсюкать с любимыми людьми, мужем, друзьями, ребенку от этого тоже никуда не деться. Подобные формы поведения психологи и социологи называют «неконструктивными». Они нормально воспринимаются обществом, но продолжают быть вредными для малыша. Ведь ваш лепет останется с крохой надолго, будет препятствовать его речевому развитию и может стать причиной комплексов, с которыми ему придется в будущем бороться самостоятельно.

10 Общаться с ребенком правильно – это как?

Никто не говорит о том, что вы должны перестать нежничать с малышом. Он нуждается в вашей любви и заботе. Но проявлять их следует без сюсюканья. Обращайтесь к нему ласково, не повышая голоса. Используйте правильные слова: милый, любимый, родной, замечательный, сыночек, доченька. Постарайтесь их не сокращать и не коверкать. Мягко исправляйте малыша, когда он произносит слова неправильно. Так вы не только подарите ребенку любовь, но и поможете ему как можно с вами на равных.

Резюме: Сюсюканье с малышом тормозит развитие его речи и может стать причиной психологических барьеров между ребенком и родителем.

Освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6-7 лет школьники плохо говорят.

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.

Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5-5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают : у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других - неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» - «помидор», «тибот» - «бутер-брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» - изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6-7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX - начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3-4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Следите за своей речью!

Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка - неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению малыша, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом.

Иногда мама с папой, подлаживаясь под детскую речь, долгое время . Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

Рассказываем Упражнение
Жил язычок в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался Открыть-закрыть рот
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть Показать язык
Посмотрел вверх, светит ли солнышко Положить язык на верхнюю губу
Посмотрел вниз, нет ли луж Положить на нижнюю губу
И решил погулять, идет, по белым зубкам скачет и поет: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля» Рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами, затем пропеть
Тут смотрит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить Язык двигается вперед-назад по небу раз 15
Так прошло много времени, настала ночь Сделать «часики»: язык двигается вправо‑влево раз 10-15
Хорошо, мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома. Язычок закрыл ротик-домик и лег спать Поцокать языком и закончить гимнастику


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как связать следки двумя спицами: технология, схемы, описания и пошаговые мастер-классы Как связать следки двумя спицами: технология, схемы, описания и пошаговые мастер-классы Поздравления мужчине с днем рождения в прозе Поздравления мужчине с днем рождения в прозе Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам