Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Ирина Шершнева
Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье»
Конспект
Интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим миром и вязание крючком
ТЕМА : «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ »
Должность : Воспитатель
Шершнева И. Л
Оренбург
Конспект занятия по художественному творчеству.
На тему : Панно с изображением вербы .
Цель : В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника – Вербное воскресенье . Формировать умение создавать законченное художественное произведение.
Задачи :
Образовательная : Познакомить детей, с народным праздником «Вербное воскресенье » . Учить детей разным способам вязания крючком, строить композицию, правильно пользоваться инструментами в соответствии с техникой безопасности.
Развивающая : Развивать интерес к народным праздникам, познавательные процессы (память, мышление, воображение., учить понимать их смысл, мелкую моторику рук.
Воспитательные : Воспитать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа,
усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками. Приучать к аккуратности.
Приемы руководства деятельностью детей в О. Д.
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
Изготовление «Панно с изображением вербы » различными техниками.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе О. Д.
Беседа; создание развивающей среды; хороводная игра; пальчиковая гимнастика;
3. Приемы организации практической деятельности детей :
Продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей :
Чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки :
Поощрение; совместно с педагогом определение качества продуктивной деятельности; взаимопомощь детей.
Создания среды для проведения и организации О. Д.:
Веточка вербы , образец работы, пряжа, ножницы. Карандаш, крючки, кисти, клеевые карандаши, лист картона формат А-4, салфетка. Презентация №1
Виды детской деятельности в О. Д.:
Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, продуктивная.
Ожидаемые результаты :
Активизация творческой речевой деятельности;
Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
Умение сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;
Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребенок отвечает на вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной и познавательной деятельности.
3. Проявляет речевую самостоятельность.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
6. Аргументирует самооценку.
Интеграция областей : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .
Виды детской деятельности
Предварительная работа : Выполнить основу для панно. (Связать и приклеить рамочку, лучи солнца. На листе картона нарисовать веточки вербы )
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.
Ход занятия.
В : - Ребята рассаживайтесь по удобнее.
Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие .
(Показ веточек вербы .)
Что на них вы видите? (Пушистые почки.)
С какого они дерева?
Д : Верба !
В : - Знаете ли вы, какой завтра народный праздник?
(Ответы детей.)
В : - С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке) .
В : «Вербное воскресенье » , он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» .
Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…. (Презентация№1)
В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!» . Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.
Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.
Но почему – «Вербное воскресенье » на Руси?
Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы
Воспитатель показывает веточку вербы .
В : - Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы .)
Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)
Пахнут ли ваши веточки?
А пахнут ли они весной?
В : Верба – первое из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.
Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем » ?
физминутка
Игра «Верба – вербочка »
(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы ).
В : - На Руси праздники традиционно начинались за неделю до Пасхи. В субботу перед «Вербным воскресеньем » . Традиция вербных гуляний сложилась два столетия назад. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на вербу всегда покупали сладости и игрушки.
Основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки, с веселыми играми и хороводами.
Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая :
Верба , верба , вербочка ,
Вербочка кудрявая ,
Не расти, верба , во ржи,
Расти, верба , на меже.
Как в огороде царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берёт,
Канарейка гнездо вьёт.
На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики» .
Дети проходят в них, продолжая говорить :
Канарейка – (имя девочки) .
Соловейка – (имя мальчика) .
Люди спросят : «Кто такой?»
(Имя девочки) скажет : «Милый мой» .
В : - Главным товаром на ярмарке, была верба , которую привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок. Затем на праздничной службе в церкви вербы освещают и хранят до следующего «Вербного воскресенья » .
Существует поверье, что расцветающее дерево вербы передает здоровье , силу, красоту всем, кто её коснётся.
Вербе приписывают силу охранять дома, останавливать бурю, обнаруживать клады.
В : - Букет вербы – это самый традиционный и распространенный подарок в Вербное воскресенье . Считается, что в этот день освященные букеты нужно преподносить в качестве знака внимания своим самым близким родственникам и друзьям, желая им здоровья, благополучия и душевного спокойствия. Небольшие букеты, композиции из вербы , помещенные в вазу или плетеную корзинку, дополненные другими яркими цветами – каждый добавляет что-то на свой вкус.
По традиции вербные букеты должны быть не большими и состоять из, самое большое, семи веточек. Ветки непременно нужно сорвать до субботы, так как после субботнего вечера они уже считаются освященными – теперь они символизируют торжество жизни над смертью, так что срывать их строго запрещается. Поэтому я предлагаю вам изготовить панно с изображением вербы .
В : Для работы нам необходимо разделиться на пары, (дети делятся на пары при помощи считалки или по симпатии.)
Д : Считаются.
В : Я предлагаю вам рассмотреть образец и сказать
Из чего выполнено панно (из цепочек и нарезанных ниток
Ответы детей.
Какого цвета цепочки (веточки вербы )
Ответы детей.
Какого цвета нарезаем нитки для почек.
Ответы детей.
Вспомнить :
Как надо вязать цепочку
Как надо закреплять последнюю петлю цепочки
Как можно определить ее длину (подсчетом петель)
Какими по длине - должны быть петельки (одинаковыми)
Как надо резать нитки (чем мельче нарезать пряжу, тем аккуратней будет выполнена работа)
Вспомнить технику приклеивания нарезанных ниток (на основу наносим клей и прикладываем обрезки ниток)
Ответы детей.
- В : Давайте вспомним последовательность изготовления работы.
Ответы детей.
Приступаем к работе.
По ходу выполнения задания.
Пальчиковая гимнастика
Верба , верба , верба хлёст ,
Верба хлёст бьет до слез .
Верба синя бьет несильно ,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело ,
Верба хлёст - бьет до слез.
Индивидуальная помощь воспитателя.
Напомнить, что общий успех зависит от старания каждого ребенка.
В : - А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье » ?
Ответы детей.
Почему люди считали вербу чудодейственным растением?
Ответы детей
В : Наше занятие подходит к концу , но прежде чем расстаться, давайте рассмотрим панно «Верба » которые мы сделали своими руками.
В : - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.
Как верба весну кличет
Дед Мазай у нас — картинка на рулончике от туалетной бумаги — остался от недавней игры по стихотворению «Дед Мазай и зайцы». За веточками вербы к речке идти нужно, а деревенька, в которой деде Мазай живет, как раз на речке стоит, поэтому мы про него опять и вспомнили.
Дед Мазай: Друзья, как я рад, что опять в гости ко мне заглянули. Вербным воскресеньем интересуетесь? Любят этот праздник верующие люди и в деревне, и в городе. Все, что знаю, рассажу вам, про него и даже покажу.
Согласно Священному писанию, за неделю до своего воскресения Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим. Его встречали как Сына Божия, так как накануне он совершил чудо, воскресив своего недавно умершего друга Лазаря (этому событию посвящена Лазарева суббота перед вербным воскресеньем). В этот день верующие чувствуют легкую грусть, ведь Иисус приехал в Иерусалим добровольно, зная, что скоро ему предстоит трагическая гибель. Христос въезжал в Иерусалим на осле, как въезжали в город победители и правители, а ликующий народ встречал его взмахами ветвей пальм. В нашей стране пальмы не растут, а весной первой распускается верба. Вот и стал называться день входа Господня в Иерусалим Вербным воскресеньем.
Частенько на Руси говорили: «Без вербы - не весна». И правда, малыш, в этом году по-весеннему тепло стало лишь на вербной неделе. Послушай:
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, - верно,
Что весна пришла
Это значит - верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.
(А. Барто «Апрель»)
А еще говорят, что верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Ну да нам грязь не страшна, мы и по распутице к речке сходим — веточек вербы наломаем. Обычно делали это в Лазареву субботу — за день до праздника. Надевай малыш резиновые сапожки и пойдем. Только, смотри, в очень глубокие лужи не наступай, а то недолго и провалиться.
Разложила на полу вырезанные из синего, коричневого, голубого картона лужи. Чтобы добраться до вербы (веточки, поставленные в вазу) нужно было обойти их стороной. Добравшись до веточек, посчитали их. Всем хватит. И даже морской свинке останется.
Дед Мазай: Малыш, а на обратном пути давай узнаем, как вербу на Руси называли. Заглянули под лужи, под ними оказались карточки с буквами и числами.
По порядку разложили числа, получилось у нас «ракита».
Дед Мазай: Малыш, а еще вербу на Руси по-разному называют и ивой, и ветлой, и ракитой, и тальником. Малыш, давай сыграем с тобой еще в одну в игру. У кого, за одно и то же время, сережек на веточках распустится больше, у того весна быстрее наступит.
Для игры нам понадобились нарисованных на двух листах бумаги веточки, а вместо сережек — макароны в виде ракушек. Их можно покрасить в белый или желтый цвет, но мы использовали как есть. С помощью песочных часов засекали время и раскладывали на веточках сережки-макаронины. У кого оказывалось больше, тот выиграл.
Веточки вербы и здоровье
Дед Мазай: Наломанные в Лазореву субботу веточки вербы несли в церковь, что освятить, а потом дарили родственникам и друзьям, а те, что останутся, ставили в переднем углу избы за иконами и хранили весь год.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
(А. Блок «Вербочки»)
В народе считалось, что верба охраняет дом и живущих в нем от всего плохого, от бедности, болезней, невзгод. А веточками вербы, оставшимися с прошлого года, обметали дом, а потом их сжигали.
Веточек вербы, оставшихся с прошлого года у нас не нашлось, поэтому эту традицию пропустили.
Дед Мазай: В вербное воскресное утром легонько ударяли вербой всех жителей дома. Считалось, что это даст им здоровье и силу, которых у вербы в избытке: вербу всегда считали сильным, крепким и живучим деревом, которое могло расти в любой почве. Малыш, попробуем соблюсти эту традицию?
Легонько постукивала по разным частям тела сына под закличку:
Верба, верба, верба-хлест,
Будь здоров! Будь здоров!
Потом он сам постукивал по остальным членам семьи.
Дед Мазай: А теперь я буду тебя легонько ударять, а ты считать. А потом сравним, одинаковые ли у нас числа получатся.
Сын закрывал глаза, я легонько ударяла его по руке. Он считал. Если угадывал, менялись ролями.
Дед Мазай: А теперь давай в путаницу поиграем. Ты часть теле будешь называть, а я по нему легонько стучать буду. Если ошибусь, ты заметить должен.
В эту игру играли с закрытыми глазами: я называла части тела, но ударяла совсем по другим. Сыну нужно было заметить несоответствие.
Дед Мазай: Малыш, а еще говорят, что желания, которые в Вербное воскресенье загадать, сбываются. Но только, если они добрые и светлые. Мы с мамой из вербных веточек воротца сделаем, а ты через них пройдешь и желание загадаешь.
Вместе со старшим сыном из двух веточек сделали воротца, младшему нужно было под ними пройти и загадать желание.
Дед Мазай: Видишь, Малыш, верба какая. Не зря ее на Руси ласково называли: «вербушкой». Любят деревенские жители и другие деревца. Давай их тоже ласково назовем.
Придумали с сыном ласковые названия и для других пород деревьев. которые в нашх лесах растут:
- береза — березонька,
- тополь — тополек,
- дуб — дубок,
- сосна — сосенка,
- ель — елочка и т.д.
Дед Мазай: Малыш, послушай-ка стихотворение:
Анастасия Орлова сборник «Яблочки-пятки»Дед Мазай: Малыш, правда, пушистые почки похожи на маленьких цыплят?
Верба и животные
Дед Мазай: Верба не только людям здоровье давала, но и животным. Поэтому веточки вербы развешивали, и в хлевах, где скотина жила. С почками вербы хлебы пекли небольшие хлебцы, их домашним животным давали, чтобы они были здоровы и принесли в этом году богатый приплод. Малыш, поможешь тесто замесить?
Почки вербы из пластилина скатали, а тесто из влажных салфеток сделали.
Дед Мазай: Веточки вербы в хлеву долго висели, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, чтобы не заболели и хищник на них не напал, а несколько веточек оставляли — ими животных в поле и выгоняли. Веточка у вербы хотя и тоненькая, но сильная, слушаются ее животные очень хорошо. Малыш, попробуешь веточкой вербы животных из хлева выгнать?
Животными у нас были несколько воздушных шаров. Сначала положили их под стол — это хлев, в потом веточкой вербы в поле выгоняли. Старались, чтобы не лопнули.
Дед Мазай: Молодец, малыш, справился.
Творчество «Вербный букетик»
Дед Мазай: Малыш, в вербное воскресенье малыш освященные веточки вербы дарили друг другу. Давай с тобой букетики вербных веточек оберем, красиво оформим, и ты подаришь его кому-нибудь.
Для поделки «Вербный букетик» нам понадобились:
- лист бумаги;
- коричневый фломастер, чтобы веточку нарисовать;
- ножницы;
- белые или желтые салфетки;
- клей ПВА;
- самоклеющаяся пленка для обертывания книг (продается в магазинах канцелярских товаров);
- цветная бумага (у нас глянцевая двусторонняя) для конфетти;
- дырокол;
- ленточка для завязывания букетика.
На листе бумаги формата А5 нарисовала веточки вербы. Вырезали их в форме букетика. Сминая небольшие кусочки бумажных салфеток, сделали почки вербы и приклеили их на веточки на клей ПВА.
Из цветной бумаги дыроколом (удобнее цветную бумагу складывать в несколько раз) сделали конфетти. По размеру альбомного листа вырезал кусочек самоклеющейся пленки, убрали защитный слой бумаги и насыпали конфетти. Конфетти приклеилось и получилась красивая оберточная бумага для нашего букетика.
Упаковали букетик в оберточную бумагу липкой стороной наружу и приклеили к зеркалу. Красота!
Вербное воскресенье в стихах
Пока поделку делали, стихи про вербное воскресенье читали, а после книжечку с первым стихотворением со своими иллюстрациями сделали:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. Фет «Уж верба вся пушистая»)
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.
(К. Бальмонт «Вербы», отрывок)
Гадаем по погоде в Вербное воскресенье
Дед Мазай: Малыш, в природе ничего просто так не бывает. Все со всем связано — люди давно это заметили. Вот, например, по погоде в Вербное воскресенье на весну гадали:
- если на Вербное воскресенье идёт дождь - будет хороший урожай;
- а сели стоит сухая погода, то и урожай будет так себе;
- а если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно ни хороший, ни плохой — нормальный.
Дед Мазай: Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков. Это для нашей низкой местности как раз важно.
Малыш, надеюсь, все ненастья обойдут и мой, твой дом стороной. Ну а чтобы на урожай погодать, вербное воскресенье ждать будем.
Мы поблагодарили деда Мазая за пожелания и простились с ним.
Вот такое знакомство с Вербным воскресеньем у нас получилось. С наступающим вас праздником!
Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!
Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!
Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.
Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.
«И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».
«Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».
В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы — северный аналог пальмовой ветви — атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».
По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.
«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».
Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну. Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях. Заклички на весну можно посмотреть
Проводя такие праздники продолжаю знакомить детей с народными песнями, закличками, играми, хороводами. Всё это вызывает эмоциональный отклик у детей на весенние проявления в Природе, эстетические чувства, переживания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Организованная образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе №3 «Солнечные лучики»
Область «Музыка»
Сценарий фольклорного праздника «Вербное воскресение».
Провели:
Воспитатель И.А. Бровкина,
Муз. Руководитель Л.В. Титова
Г. Урень 2012 – 2013 учебный год
Виды детской деятельности:
Игровая, Художественная литература, познавательная, коммуникативная.
Интеграция образовательных областей:
Познание, чтение художественной литературы, музыка, коммуникация, социализация.
Цель:
Расширять знания детей о русском народе, его обычаях, традициях, праздниках. Воспитывать любовь к родной природе. Вызвать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания. Создать веселое праздничное настроение у детей, связанное с прилётом птиц весной.
Планируемый результат:
Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и загадки о птицах, читают стихи и заклички, поют песни, участвуют в совместных играх и хороводах; проявляют эмоциональную отзывчивость; имеют представления о весенних изменениях в природе.
Методы и приёмы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов и закличек, беседа, пение песен, игра, показ.
Материал и оборудование:
Зал празднично украшен: на зелёном ковре стоят березки, развешаны изображения птиц, солнца; приготовлены шапочки перелётных птиц.
Дети проходят в зал и выстраиваются у центральной стены.
Ведущая: В народе говорили так:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Что ж, ребята, запоем
Весну – красну зазовем.
Пусть скорее к нам придет
И веселье принесет!
Хоровод «Веснянка»
Дети (хором). Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С радостью, с радостью,
Великой милостью.
(Входит весна).
Весна: Здравствуйте, ребята!
Это я – Весна - красна,
Отворяйте ворота!
Месяц март прошёл –
Белый снег сошёл,
А за ним и апрель
Отворил окна и дверь,
А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
А давайте дружно все
Споём песню о весне.
Песенка о весне.
Весна: Спасибо, ребята, что так приветливо встретили меня. Ведущий: Весна, а что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
А ещё я вам принесла вот эти веточки. Посмотрите, ребята, на них и скажите: какое это дерево?
Дети: Это верба!
Весна: Правильно, это верба. Весной, когда начинает цвести верба, празднуется Вербное воскресенье. С давних времён существовало поверье, что это дерево приносит здоровье, силу, красоту тем, кто его коснётся, когда оно распускает почки. Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.
Игра «Верба – вербочка»
(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы и приговаривает:
Как верба растёт, так и ты расти
Верба - хлест - бьет до слез.
Верба бела - бьет за дело.
Не я бью, верба бьет.
Весна: В Вербный день, ходила я,
Веточки святила,
Чтоб земля была тепла,
Чтобы жито уродило.
Я веточки ребятам дам:
Пускай несут по всем углам.
И сразу станут все добрей,
И сразу станет веселей!
Весна отдает веточки вербы ребятам .
Ведущий: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы праздновали Вербное Воскресение, когда Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим вместе со Своим учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках, как царя и чудотворца. Но Иисус Христос знал, что в Иерусалиме Он пострадает за людей, умрёт на кресте и воскреснет… У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.
1 ребенок: Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
Научиться верить невозможно.
Верить постоянно – тяжкий труд.
Я молюсь за тех, кто в жизни сложной
Верят искренне и верою живут.
2 ребёнок: Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Ветка вербы золотой.
Верба ветки дарит нам-
Отнесём их в Божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
3 ребёнок: Верба, верба, наша пальма,
Ты на вид совсем проста,
Но тобою мы встречаем
К нам идущего Христа.
Потому и отдаём мы
Каждый год весною вновь,
Белой вербе нашу нежность,
Нашу ласку и любовь.
Ведущий: С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.
Песня «Ласточка»
Весна: Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.
Загадки:
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)
Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь…(грач)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. (жаворонок)
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (ласточка)
Ведущая: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Игра «Прилетели птицы».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи
и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,
макароны
.
Прилетели птицы:
Голуби,
куницы
.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары
, кукушки
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и
ватрушки.
Весна: Молодцы, знаете названия птиц. Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое.
Весна: Готовы скворечники,
Можно селиться,
Готовы дома – терема!
Летите – летите
Веселые птицы
Скорей занимайте дома!
Игра «Займи домик»
Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».
Весна: Пахнет мятою вокруг
Ой, шумит гуляние,
Девочки выходят в круг
Мальчики, внимание!
Веселитеся, подружки,
К нам весна пришла опять!
Её славим, величаем
И частушкою встречаем!
ЧАСТУШКИ
1- Мы веселые подружки,
Дружно вместе мы живем.
Ставьте ушки на макушки -
Вам страдания споем.
2- Снег последний с нашей крыши
Словно дождик, льётся,
Под весенними лучами
Веселей поется!
3- А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!
4- Жарко солнце припекает,
Набухают почки,
В длинной сказке о зиме
Мы поставим точку!
5- Полюбуйтесь на меня,
Милые подружки!
На щеках, как на полянках,
расцвели веснушки!
6- Скоро лес наш молодой
Вновь оденется листвой,
Будет петь в нем соловей,
Чтоб жилось нам веселей!
7- Как на речке ледоход,
Солнышко сияет,
У причала теплоход
Весну поджидает.
8- Очень рады мы весне,
Долго мы гуляем!
Мамы вечером идут,
Их не замечаем!
9- Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Ведущая: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.
Игра «Плетень».
Весна: Ай, спасибо вам, добры молодцы да красны девицы, за то, что меня ждали, звали-позывали, весело пели да плясали. Принесла я вам свои подарки.
Солнышко ясное, птиц хоровод!
Травушка-муравушка в сад позовет.
На лужок, на простор да за праздничный стол!
Подарю я вам много радостных дней.
Пора мне в лес возвращаться. Много у меня ещё дел в лесу. До свидания!
Ведущая: Весну красную мы встретили,
Да как праздник наш прошел, не заметили.
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас.
Танец «Кадриль».
Под музыку дети выходят из зала.
Вербное воскресенье в 2018 году празднуют 1 апреля. Давайте узнаем подробности его истории, чтобы потом смело отвечать на вопросы маленького "почемучки": что такое и почему ему празднуют именно в этот день.
Для начала Вам стоит знать, что праздник этот является переходящим и зависит от даты Пасхи. Традиционно Вербное воскресенье отмечают за шесть дней до распятия Христа и за неделю до .
История праздника Вербное воскресенье
Праздник связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.
Вербное воскресенье настолько важно для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток.
Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.
Обычаи Вербного воскресенья
На Руси этот праздник получил название , потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Поскольку в северных широтах нет в это время пальмовых ветвей, которые изначально были символом праздника, их место заняла верба.
По веточки вербы ломают в субботу и заранее приносят в дом. Утром следующего дня их освящают в церкви и оставляют в доме. Освященные веточки считались оберегом от всех злых духов.
Иногда веточки вербы в этот день давали пожевать коровам. По поверью это оберегало животных от болезней.
По обычаям в Вербное воскресенье обедали непразднично. Ведь приходится на период , поэтому мясо, масло и другие скоромные блюда были запрещены. Хозяйки в этот праздник угощали гречневыми блинами и кашей.
Традиции Вербного воскресенья запрещали заниматься домашней работой. Единственное, что было разрешено, по , - пересадка комнатных растений. По приметам Вербного воскресенья, если в этот день хозяйка пересаживает цветы, быть ей весь в год в достатке.
Приметы Вербного воскресенья
По Вербного воскресенья всегда определяли погоду на всю весну. Если в этот день была сухая и теплая погода, то жди большого урожая фруктов.
Если же на Вербного воскресенье случался мороз, наши предки знали, что он принесет богатый урожай пшеницы.
А если в этот день задует сильный ветер, по народным приметам Вербного воскресенья, стоило ждать холодов в ближайшее время.
Теперь вы знаете традиции и обычаи Вербного воскресенья и сможете рассказать своему малышу, откуда ведет свою историю Вербное воскресенье.